Музыкальный руководитель

Советы для музыкальных малышей и их родителей.

Как слушать с детьми классическую музыку?

 

 

С детьми дошкольного возраста не имеет смысла слушать оперу (или симфоническое произведение) целиком. Это утомит ребенка, он слышит слишком много звуков и не может оценить их выразительность. Надо выбрать для прослушивания отрывки-например "Пролог" из оперы Римского-Корсакова "Снегурочка".
Очень внимательно прислушайтесь к звукам. Помогите ребенку разобрать суровую мелодию Деда Мороза и услышать, как кричат петухи. Детям очень нравится эта музыка. Объясните им, что крик петуха изобразил духовой инструмент-английский рожок. Это-деревянный духовой инструмент с приятным, несколько в нос тембром, по определению Римского-Корсакова, "лениво-мечтательный". Композиторы использовали английский рожок чаще всего для передачи в музыке восточного колорита.
Если вашему ребенку понравился голос этого инструмента, то послушайте восточные танцев и оперы Глинки "Руслан и Людмила", а потом симфоническую картинку " В средней Азии" Бородина. Но пока вернемся к опере "Снегурочка"
Петухи возвещают конец зимы. В оркестре слышится щебетание птиц.
Вслушайтесь: скрипки верещат, как птенцы, звонко щебечут флейты, кларнет как бы кукует, а гобой посвистывает, фагот изображает больших птиц: цаплю, журавля. Щебетание птиц постепенно усиливается. Прослушав этот отрывок музыки, можно сделать перерыв и вернуться к играм, когда дети самостоятельно передавали приближение поезда, стук колес, раскаты грома. Дети охотно включаются в игру: постепенно усиливают звук своими ладошками, притопами: все громче выбивают дробь на барабане. Теперь уместно познакомить детей с музыкальным термином "крещендо", что означает постепенное усиление звука. Потом можно продолжить слушание записи. Скажите детям, что большие птицы принесли на своих крыльях красавицу Весну-Красу, и теперь звучит ее спокойная плавная мелодия. Потом стоит прослушать "пролог",уже целиком, не останавливаясь. В другой раз прослушайте "Третью песню Леля", сопровождение оркестра-из третьего действия оперы. Обратите внимание детей на один изобразительный момент,раскаты грома -"исполнение литавр" и звуки пастушьего рожка-"кларнет". Можно объяснить детям, что литавры- это стоящие на ножках медные котлы, сверху затянутые кожей, звук извлекается ударом небольшой палочки с шарообразным войлочным наконечником. Кожу можно натянуть потуже и послабее, и звук будет разным. В оркестре обычно бывает две-три литавры, каждая настроена только на один звук. Дети обычно называют литавры большими барабанами.
Очень часто, прослушав песню Леля, дети пробуют напевать ее. А самые энергичные непоседливые, сразу же достают свои дудки, барабан, погремушки и начинают шумно и небрежно подражать исполнителю, исполнению понравившейся мелодии. Лучше всего остановить детей, и предложить им музицировать совместно, тогда ваше музицирование будет и мелодичным и стройным.
Из оперы Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" хорошо прослушать только самое начало второго действия. Композитор изображает бушующее море и плывущую по морю бочку с царевичем, после трубного призыва начинается волнообразное движение низких звуков… попросите ребенка тихонько хлопнуть ладошками, когда он услышит, по его мнению, "музыку звезд", эта музыкальная картина производит на детей большое впечатление, многие дети просят прослушать ее еще раз . Обсудив впечатления от музыки, Римского-Корсакова, припомните, как вы всей семьей изображали музыку звезд на металлофоне.
Воодушевившись, некотрые тут же начинают сочинять музыку, как настоящие композиторы. Это желание следует поддержать. Пусть ребята фантазируют, а Вы их слушайте.
Тем, кто хочет подробнее познакомится с инструментами симфонического оркестра, рекомендую прослушать сказку композитора С. Прокофьева "Петя и волк".
Узнав о пристрастиях ребят, вы сможете более целенаправленно слушать с ними музыкальные программы..

 

 

 

 

 

 

Иванова Е.В. музыкальный руководитель
 

Первые шаги в мире звуки

Обычно малыши очень рано что-то "мурлычат", напевают, довольно точно воспроизводя услышанную и понравившуюся мелодию. детям нравится, красивое выразительное чтение стихов, привлекает их человек, играющий на баяне, скрипке, пианино. Малыши тянутся к звукам. К музыке. Давайте помогать им в этом.
Покупая игрушки малышам, родители заботятся о яркости цвета, выразительности формы. Но как правило не заботятся о том, чтобы окружить ребенка звучащими игрушками или предметами. А между тем многие дети с возрастом, прямо таки ищут эти звучащие предметы. Сначала бросают на пол погремушки, мамины крышки от кастрюлей. Потом начинаются другие открытия: оказывается, если ударить ложкой по кастрюле -один звук, по чашке-другой, а по тонкому стакану -удивительно красивый тонкий звон. Если Вы услышали этот звон, не подбегайте к ребенку с желанием отнять стакан, и почитать нотацию, что стакан может разбиться и легко порезаться. Знайте, ваш ребенок сделал еще один шаг в мире звуков. помогите сделать ему следующие шаги. При этом обязательно припомните, какие именно звуки привлекали вашего ребенка? Вам будет легче руководить музыкальным развитием малыша, если вы будите общаться со звуками вместе ребенком-более целеустремленно и смело.
Предлагаем одно простое упражнение. Наверное, некоторые из вас обратили внимание, что, с радостью хлопая собственными ладошками, дети могут подражать каплям дождя, которые стучат по крыше или падают на листья деревьев. Это упражнение, доставляющее большое удовольствие, можно усложнить. Попробуйте сначала вы сами, а потом предложите ребенку несколько раз ударить по ладони левой руки тремя пальцами правой руки, потом двумя пальцами, наконец одним.
Вслушайтесь: звуки с каждым разом, когда количество пальцев уменьшается, звучат все тише, при известном усилии воображения представляется-они даже как бы делаются глуховатыми и таинственными.
Затем сделайте несколько раз хлопки ладонями-"кувшинчиками", а потом попробуйте хлопать выпрямленными ладонями. Внимательно прислушайтесь как это звучит: в первом случае звук глухой, низкий, во втором-более звонкий, высокий. Поиграйте вместе со своими детьми, по-фантазируйте.
Выходит, природный звучащий инструмент есть у каждого ребенка, пользоваться им совсем не сложно. Важно, чтобы с вашей помощью дети научились не только стучать, хлопать, но и прислушиваться, искать и находить разницу в звучаниях. При этом игра со звуками будет не просто удовольствием и радостью, а хорошей предпосылкой для развития и совершенствования умения слушать и слышать.